Губернатор Белгородской области
#
Савченко
Евгений
Степанович
Тел. (4722) 32-4247 Факс: (4722) 33-6705
Текущая погода:
°C

День российской науки!

11.02.2011


8 февраля 1724 года (28 января по старому стилю) указом правительствующего Сената по распоряжению Петра I в России была основана Академия наук. В 1925 году она была переименована в Академию наук СССР, а в 1991 – в Российскую академию наук.

В 1999 году Указом Президента РФ от 7 июня в этот день был учрежден праздник российских ученых – таким образом, руководство страны ознаменовало 275-ю годовщину Российской академии наук.

Сегодня День российской науки стал праздником всех ученых страны.

Наука в Белгородской области, как и во многих Субъектах Российской Федерации, развивается по двум основным направлениям: первое из которых, представляет собой научно-исследовательские и научно-проектные институты, исследовательские группы и лаборатории на предприятиях области, и второе – это вузовская наука.

Конец прошлого столетия стал настоящим испытанием для всей Российской науки. Финансовый кризис, отсутствие свободных средств на предприятиях для их инновационного развития наиболее болезненно затронул организации, основная деятельность которых базировалась на научных исследованиях.

Это привело к тому, что 80-90 процентов высококвалифицированных научных кадров – докторов и кандидатов наук, сейчас работают в высшей школе. Поэтому в настоящее время научный потенциал региона в основном и сконцентрирован в вузах области.

В настоящее время в Белгородской области действует 49 научных предприятий и организаций. В том числе работают 10 научно - исследовательских институтов, 2 конструкторско-технологических организаций, 1 проектно-изыскательскательная организация, 21 высшее учебное заведений и 10 малых научных организаций и научных подразделений в составе промышленных предприятий.

Наша область с полутора миллионным населением является индустриально – аграрным регионом с богатейшими природными ресурсами. Среди которых: металлические и неметаллические полезные ископаемые, минерально-сырьевые, земные, лесные, рекреационные и многие другие ресурсы.

Исходя из этого, ученые вузов выполняют работы по научному обеспечению области по приоритетным направлениям ее социально-экономического развития, тесно взаимодействуя со структурными подразделениями правительства области, региональными подразделениями федеральных служб, различными фондами.

Сейчас в научно - технической сфере региона работает более 4 тысяч человек. Основные научные силы в области сосредоточены в городах Белгород, Старый Оскол и Губкин.

Из них ученую степень доктора и кандидата наук имеют 2364 человек, что составляет 71% остепененных от общего контингента преподавателей вузов – 3328 человек.

За последние 7 лет численность докторов наук увеличилась на 211 человек и в настоящее время составляет 402 человека, или 12,1 процент от общей численности профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений.

Вместе с ростом количества докторов наук на треть вырос контингент кандидатов наук, который в настоящее время составляет 58,9 процента от общей численности преподавателей вузов.

Это стало возможным благодаря активной работе в регионе по подготовке молодых ученых.

В 7 вузах области ведется подготовка почти 1700 аспирантов, соискателей ученой степени кандидата наук и около 40 докторантов по 90 специальностям.

В целом в вузах области ежегодно выполняется более 1200 научно-исследовательских работ.

В результате научно-исследовательской деятельности ежегодно учеными вузов подается 60-80 заявок на объекты промышленной собственности, получается 50-70 Патентов России, издается около 200 монографий, 5-6 тыс. статей в более чем в 100 сборниках научных трудов конференций, проводимых на территории области, а также в других изданиях.

Для стимулирования научной деятельности молодых ученых в Белгородской области наиболее одаренным аспирантам и докторантам выделяются стипендии, соответственно 1,5 тыс. рулей и 3 тыс. рублей, общая сумма которых составляет ежегодно более 8 миллионов рублей.

Благодаря, в том числе и, данной поддержки, в настоящее время в вузах области проводятся исследования по 145 основным научным направлениям, охватывающим 18 направлений государственного рубрикатора научно-технической информации, работы по которым ведут 43 – проблемных научно-исследовательских лаборатории; 4 – технопарка; 6 – научно-исследовательских института; 13 – проектно-конструкторских бюро; 29 – инженерных, научных и научно-методических центров; 40 – экспериментальных производств, малых инновационных предприятий и других научно-производственных подразделений вузов области.

С увеличением интеллектуального потенциала в обществе новый век – диктует свои требования к системе высшего образования, центральной из которых является: обеспечение подготовки конкурентно-способного специалиста, а значит, легко и быстро адаптирующегося к изменяющимся потребностям рынка труда, отличающегося мобильностью, универсальностью и способного к профессиональному росту. От нас это требует улучшение качества образования, привития новых ее форм.

В связи с этим, тот факт, что научная деятельность в вузе в последние годы становится неотъемлемой частью самого учебного процесса обучения, позволяет говорить формировании специалиста с передовыми знаниями и навыками.

В этом большую роль играют создаваемые на уровне вуза научные школы, которые возглавляют видные ученые, доктора наук, передающие свои знания, как кандидатам наук, так и непосредственно аспирантам и студентам.

Большое внимание заслуживает опыт Белгородского государственного университета, где четко выстроена схема поддержки студенческой науки с рейтингом научной деятельности студентов, стипендиальной поддержкой и привлечение к выполнению грантов, молодых ученых и состоявшихся ученых – в виде грантовой поддержки и дополнительных выплат за активную научную деятельность.

Накопленный в регионе опыт по организации научно-исследовательской деятельности, а также много направленность проводимых работ в вузах области и накопленный в них научный потенциал позволил создать региональную систему развития вузовской науки, которая преобразовалась в областную программу «Вузовская наука» со сроком реализации 2008-2012 годы.

К числу актуальных проблем, на которые направлена данная программа, относится: расширение спектра межрегиональных исследований; развитие сферы образования на качественно новой основе; создание региональной информационно-образовательной среды; подготовка научных кадров в интересах региона; поддержка молодых ученых и специалистов; объединение интеллектуального и материального потенциала для эффективного решения перспективных задач социально-экономического развития региона.

В связи с большим объемом проводимых исследований различными организациями и отсутствием единой информационной базы более актуально ставится вопрос стихийного нерегулируемого развития региональной научно-образовательной сферы, которая выражается в дублировании научных исследований, их несогласованности и разногласии. Аналогичные процессы протекают и в образовательной сфере, не учитывающей кадровые потребности области в специалистах. Вузы не могут иметь реального представления о потребностях региона, и поэтому, как бы ни был высок их потенциал, для решения конкретных задач, стоящих перед регионом необходимо координирующее звено для объединения усилий всех учреждений в решении конкретных научно-исследовательских задач, для эффективного исследования интеллектуального потенциала всего региона.

Перед нами стоит задача повышения руководящей роли области в решении вопросов образования и науки в регионе.

Для этого, с целью решения задач по координации научно-инновационной деятельности в регионе создан Совет по инновационной политике при губернаторе Белгородской области, в который вошли представители ведущих вузов и научных учреждений области, руководители отраслевых департаментов Белгородской области.

При этом следует отметить плодотворное сотрудничество правительства области с Советом ректоров вузов Белгородской области, а также активное взаимодействие ученых региона с Белгородским региональным ресурсным центром и Региональным центром интеллектуальной собственности.

Региональная научная политика в сфере вузовской науки Белгородской области является составной частью социально-экономической политики, которая выражает отношение государства на региональном уровне к научной, научно-технической и инновационной деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти Белгородской области в сфере науки, техники и реализации достижений по данным направлениям на территории региона.

Наука и власть – это те две вешки, от которых зависит как направление, так и характер процессов развития региона, общества, государства. Только на основе внедрения в производство научных разработок можно поднять промышленность, а значит уровень и качество жизни социальной сферы населения.

Источник: Департамент образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области